|
Параллельные миры
ющий вопрос: есть ли композитор? Была ли эта теория создана кем-тотаким образом, чтобы в нее вписалось все разнообразие возможныхвселенных, которые мы видим в струнной теории? Если вселенная по-добна точно настроенным часам, то где же часовщик?В этом отношении струнная теория проливает некоторый свет наследующий вопрос: былли у Бога выбор? Всякий раз, когда Эйнштейнподходил к созданию своей космической теории, он всегда задавалсявопросом: каким образом я бы создал вселенную? Он склонялся кмысли о том, что, возможно, у Бога не было выбора в этой ситуации.Струнная теория, кажется, подтверждает верность такого подхода.Когда мы пытаемся соединить теорию относительности с квантовойтеорией, то приходим к теориям, которые наводнены скрытыми, нороковыми изъянами: расхождения, которые разрушают всю строй-ную систему, и аномалии, которые нарушают симметрии теории. Этирасхождения и аномалии можно преодолеть только путем привле-чения мощных симметрии, и М-теория обладает самой мощной изних. Таким образом, возможно существование единой уникальнойтеории, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к такойтеории.Эйнштейна, который часто подробно писал о Старине Боге,спросили о существовании Господа. По его мнению, существовалодва типа божеств. К первому типу относился персонифицированныйБог, который отвечает на молитвы: это Бог Авраама, Исаака, Моисея,Бог, по велению которого расступаются пучины и происходят чуде-са. Однако это не тот Бог, в которого обязательно верит большинствоученых.Однажды Эйнштейн написал, что верит в «Бога Спинозы, ко-торый проявляет Себя в упорядоченной гармонии всего сущего, ане в Бога, который обременяет себя судьбами и деяниями существчеловеческих». Бог Спинозы и Эйнштейна — это бог гармонии, бограссудка и логики. Эйнштейн пишет: «Я не могу представить себеБога, который поощряет и наказывает объекты своего собственноготворения... Точно также я не могу поверить в то, что личность пере-живает смерть собственного тела».(В дантовском «Аде» первый круг у самого входа в ад населенлюдьми с доброй волей и характером, которые не смогли полностьюпостичь Иисуса Христа. В первом круге Данте встречает Платона иАристотеля и других великих мыслителей и светочей науки. Как заме-чает физик Вильчек: «Мы подозреваем, что, возможно, большинствосовременных ученых окажется в этом первом круге ада».) МаркаТвена тоже скорее всего можно встретить в этом знаменитом первомкруге. Твен однажды определил веру как «веру в то, о чем даже пол- следующая страница
|