|
Параллельные миры
Грядущих всходов зерна различит.Скажите мне!(Акт 1, Сцена 3*)*
Перев. С. М. Соловьева.Шекспир написал эти слова в 1606 году. 80 лет спустя еще одинангличанин, Исаак Ньютон, имел дерзость заявить, что ему известенответ на этот древний вопрос. И Ньютон, и Эйнштейн верили вконцепцию, называемую детерминизмом, которая утверждает, чтовсе грядущие события могут быть определены в принципе. С точкизрения Ньютона, Вселенная представляла собой гигантские часы,которые Бог завел в начале времен. С тех пор они тикают, подчиняясьтрем законам механики самым предсказуемым образом. Французскийматематик Пьер Симон де Лаплас, который был ученым советникомНаполеона, писал, что, используя законы Ньютона, можно предска-зать будущее с той же точностью, с которой мы рассматриваем нашепрошлое. Он написал, что если бы существо могло знать положение искорость всех частиц во Вселенной, то «для такого интеллекта ничтоне было бы неопределенным и будущее, как и наше прошлое, пред-стало бы перед нашими глазами». Когда Лаплас подарил Наполеонуэкземпляр своего шедевра, «Небесной механики», император за-метил: «Вы написали эту огромную работу о небесах и ни разу неупомянули Бога». Лаплас отвечал: «Сир, у меня не было нужды вэтой гипотезе».Для Ньютона и Эйнштейна понятие свободной воли, того, что мыхозяева собственной судьбы, было лишь иллюзией. Это банальноепонятие реальности, где конкретные объекты, до которых мы можемдотронуться, реальны и существуют в определенных состояниях,Эйнштейн назвал «объективной реальностью». Он в высшей степе-ни ясно изложил свою позицию в нижеследующем отрывке:Я детерминист, вынужденный действовать таким образом,будто свободная воля существует, поскольку если я хочу жить вцивилизованном обществе, то мне необходимо действовать соот-ветственно. Я знаю, что с философской точки зрения на убийце нележит ответственность за его преступления, но я бы не стал рас-пивать с ним чай. Мою карьеру определили различные силы, надкоторыми я не властен, в первую очередь те загадочные железы,в которых природа готовит самую сущность жизни. Генри Фордможет назвать это своим Внутренним Голосом, Сократ определилэто как своего демона: каждый человек по-своему объясняет тотфакт, что человеческая воля не свободна... Все определено... сила-ми, над которыми мы не властны... в равной степени для насекомо-го и для звезды. Человеческие существа, овощи или космическая следующая страница
|