|
Параллельные миры
Позднее я обнаружил, что сходные мотивы пронизывают пре-дания и в других культурах. Например, в китайской мифологии вна-чале было космическое яйцо. Бог-ребенок Пань-гу чуть ли не целуювечность находился внутри яйца, которое покачивалось на волнахбезграничного моря Хаоса. Когда же наконец Пань-гу вылупилсяиз яйца, он стал стремительно расти, прибавляя в росте более трехметров в день, так что верхняя половинка яичной скорлупы сталанебесным сводом, нижняя же — земной твердью. Через 18 тысячлет Пань-гу умер, дав начало нашему миру: кровь его стала реками,глаза — Солнцем и Луной, а голос — громом.В мифе о Пань-гу повторяется идея, встречающаяся во многихдругих религиях и древних мифологиях, — о том, что Вселеннаяначала свое существование creatio ex nihilo (будучи сотвореннойиз ничего). В греческой мифологии Вселенная возникла из Хаоса(в сущности, само слово «хаос» происходит от греческого слова,означающего «бездна»). Эта пустота, лишенная каких-либо четкихчерт, часто представляется как некий Океан, например в вавилон-ской и японской мифологиях. Тот же мотив прослеживается вдревнеегипетской мифологии, где бог солнца Ра появляется из яйца,покачивающегося на волнах Океана. В полинезийских мифах вме-сто космического яйца фигурирует скорлупа кокоса. В верованияхмайя эта история подавалась в варианте, где Вселенная однаждывозникла, но через каждые пять тысяч лет она умирает, чтобы воз-рождаться вновь и вновь, повторяя бесконечный цикл рождений иразрушений.Эти мифы creatio ex nihilo представляют собой ярко выраженныйконтраст с космологией буддизма и некоторых форм индуизма.В мифологиях этих религий Вселенная вечна, она не имеет ни начала,ни конца. Есть различные уровни существования, высшим из кото-рых является Нирвана, уровень вечный, достичь которого можнолишь при помощи медитации. В индуистской Махапуране написано:«Если Бог создал мир, то где же Он был до Создания?.. Знайте, чтомир не был создан, равно как не было создано время, они не имеютни начала, ни конца».Эти мифологии противоречат друг другу, не находя компромис-са. Они взаимоисключающи: либо у Вселенной было начало, либо егоне было. Очевидно, что здесь отсутствует возможная точка сопри-косновения.Однако сегодня, кажется, зарождается некое разрешение этогоспора, приходящее из совершенно нового мира — мира науки. Егопредлагают последние поколения мощных научных приборов иаппаратов, способных летать в открытом Космосе. Объясняя проис- следующая страница
|