|
Параллельные миры
ввести в нее всего лишь одно новое поле, суперпартнер первоначаль-ного гравитационного поля со спином 3/2 (названное гравитино, чтоозначает «маленький гравитон»). Эта новая теория получила назва-ние теории супергравитации. В ее основе лежали точечные частицы,а не струны. В отличие от теории суперструн, где существовала бес-конечная последовательность нот и резонансов, в теории супергра-витации было всего лишь две частицы. В 1979 году Юджин Креммер,Джоэл Шерк и Бернар Джулия из французской Высшей техническойшколы показали, что самая общая теория супергравитации может1быть записана в одиннадцати измерениях. (При попытках записатьтеорию супергравитации в двенадцати или тринадцати измеренияхвозникали математические противоречия.) В конце 1970-х — начале1980-х годов считалось, что теория супергравитации вполне могла быоказаться мифической единой теорией поля. Теория супергравита-ции даже вдохновила Стивена Хокинга на слова о том, что виден не-вдалеке «конец теоретической физики» (в ходе его инаутурационнойлекции при занятии в Кембриджском университете той самой кафе-дры математики, которую в свое время возглавлял сам Исаак Ньютон).Но супергравитация вскоре столкнулась с теми же проблемами, какиепогубили и предыдущие теории. Хотя в теории супергравитации было меньше противоречий, чем в обычной теории поля, но в ней не хватало завершенности и было полно потенциальных аномалий. Каки все остальные теории поля (за исключением струнной теории), онарассыпалась на глазах у ученых.Еще одной суперсимметричной теорией, которая может суще-ствовать в одиннадцати измерениях, является теория супермембран.Хотя струна обладает только одним измерением, определяющим еедлину, у супермембраны может быть два или более измерений, по-скольку она представляет собой поверхность. Что примечательно,два типа мембран — двубранные и пятибранные — также оказывают-ся непротиворечивыми в одиннадцати измерениях.Однако и в теории супермембран не обошлось без проблем.Супермембраны широко известны тем, что с ними очень сложноработать, а их квантовые теории действительно расходятся. В товремя как скрипичные струны настолько просты, что еще греки-пифагорейцы смогли выработать законы гармонии, работать с мем-бранами настолько трудно, что даже сегодня ни у кого не возниклоудовлетворительной теории музыки, основанной на них. Кроме того,было доказано, что эти мембраны неустойчивы и в конечном итогераспадаются на точечные частицы.Итак, к середине 1990-х годов у физиков было несколько загадок.Почему существовало пять струнных теорий в десяти измерениях?И почему в одиннадцати измерениях было две теории — супергра- следующая страница
|