|
Параллельные миры
скорее цилиндры — настолько искривлено пространство. (За целыхдвадцать лет до того, как Эйнштейн создал общую теорию относи-тельности, Уэллс забавлялся мыслями о вселенных, существующих наискривленных поверхностях.) Как говорит викарий: «Их геометрияотличается от нашей, поскольку их пространство имеет кривизну,так что все их плоскости представляют собой цилиндры; их законтяготения не согласуется с законом обратных квадратов, а основныхцветов у них не три, а двадцать четыре». Прошло более века с техпор, как Уэллс написал эту историю, и сегодня физики понимают,что в параллельных вселенных и вправду могут существовать новыезаконы физики с разным набором субатомных частиц, атомов и хи-мических взаимодействий. (Как мы увидим в главе 9, сейчас проходитнесколько экспериментов, цель которых — уловить присутствиепараллельных вселенных, которые, возможно, парят прямо над нашейВселенной.)Концепция гиперпространства интриговала художников, му-зыкантов, мистиков, теологов и философов; особенно сильно этопроявилось в начале XX века. По словам искусствоведа ЛиндыДалримпл, интерес Пабло Пикассо к четвертому измерению повлиялна создание кубизма. (Глаза нарисованных им женщин смотрят прямона нас, несмотря на то что носы женщин направлены в стороны, чтопозволяет нам видеть этих женщин полностью. Подобным образомгиперсущество, взирающее на нас сверху, увидит нас во всей полноте:спереди, сзади и с боков одновременно.) На своей известной картине«Christus Hypercubus» Сальвадор Дали изобразил Иисуса Христараспятым на фоне развернутого четырехмерного гиперкуба, илитессеракта. На картине «Постоянство памяти» Дали попыталсяпередать идею времени как четвертого измерения с помощью изо-бражения мягких, растаявших часов. На картине Марселя Дюшана«Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№2) » мы видим обнажен-ную фигуру в замедленном движении, спускающуюся по лестнице.На этом полотне представлена еще одна попытка поймать четвертоеизмерение — время — с помощью двумерной плоскости.М-теорияСегодня загадки и верования, окружающие четвертое измерение,воскресли по причине совершенно иного характера — развития те-ории струн и ее последнего воплощения — М-теории. Историческисложилось так, что физики упорно не принимали концепцию гипер-пространства; они смеялись, говоря, что дополнительные измере-ния -— это специализация мистиков и шарлатанов. Ученые, всерьезпредполагавшие существование невидимых миров, подвергались следующая страница
|