|
Параллельные миры
Мультивселенной, антропный принцип заставляет нас понять, как вдействительности редки жизнь и разум.Но в конечном счете спор между обоими принципами не можетопределить нашу роль во вселенной, если только мы не взглянем наэтот вопрос с более широкой точки зрения — с точки зрения кван-товой теории.Квантовое значениеМир квантовой науки проливает много света на вопрос о нашейроли во вселенной, но с иной точки зрения. Если мы присоединимсяк интерпретации Вигнером проблемы кота Шрёдингера, то мы не-пременно увидим повсюду след разумных деяний. Бесконечная цепьнаблюдателей, каждый из которых созерцает предыдущего, в конеч-ном счете ведет к космическому наблюдателю — возможно, самомуГосподу. В рамках такой картины вселенная существует потому, чтосуществует божество, которое ее созерцает. И если верна интерпре-тация Уилера, то во всей вселенной преобладает разум и информа-ция. Согласно такой картине разум является преобладающей силой,которая определяет природу существования.Точка зрения Вигнера, в свою очередь, навела Ронни Нокса намысль сочинить следующее стихотворение о реплике скептика вадрес Бога, в размышлении, стоит ли дерево во дворе тогда, когда нанего никто не смотрит:Один человек сказал: «Бог,Видать, совсем занемог,Считая, что этот вот ясеньСтоять будет, так же прекрасен,Когда рядом нет никого».Анонимный шутник затем написал следующий ответ:Непонятен Мне, сэр, ваш щелчок:Я везде, даже там, где ни глаз нет, ни ног.И стоять будет ясень,Все также прекрасен.Я все вижу. С почтением, Бог.Иными словами, деревья существуют во дворе потому, что всегдаесть квантовый наблюдатель, разрушающий волновую функцию объ-екта, а именно сам Господь.Интерпретация Вигнера ставит вопрос о разуме в самое средото-чие основ физики. Он вторит словам великого астронома ДжеймсаДжинса, который однажды написал: «Пятьдесят лет назад на вселен-ную смотрели как на машину... Устремляем ли мы свой взор в космосили в глубины атома — механическая интерпретация Природы следующая страница
|