|
Параллельные миры
ставлено «эллиптической модулярной функцией», одной из самыхстранных функций математики. Ее история настолько захватывающа,что ей даже довелось играть ключевую роль в одном из голливудскихфильмов. «Умница Уилл Хантинг» — это история о неотесанномпареньке из рабочей семьи с окраин Кембриджа (его играл МэттДэймон), который демонстрировал потрясающие способности кматематике.В сущности, фильм «Умница Уилл Хантинг» основан на жизниСринивазы Рамануджана, величайшего математического гения два-дцатого столетия. Он вырос в бедности и изоляции от основных на-учных достижений возле Мадраса в Индии на рубеже XIX и XX веков.Поскольку юноша жил в условиях оторванности от научного мира,ему пришлось до многого доходить самому, основываясь на европей-ской математике XIX века. Его карьера была подобна взрыву сверхно-вой, мимолетно осветившей небеса его математической гениальнос-тью. Его смерть была трагична: он умер от туберкулеза в 1920 году ввозрасте 37 лет. Подобно Мэтту Дэймону из фильма «Умница УиллХантинг», Рамануджан грезил математическими уравнениями, вданном случае эллиптической модулярной функцией: написаннаядля двадцати четырех измерений, она обладает причудливыми, нокрасивыми математическими свойствами. Математики и по сей деньпытаются расшифровать «утерянные записи Рамануджана», обна-руженные после его смерти. Оглядываясь на работу Рамануджана,мы видим, что ее можно обобщить и свести к восьми измерениям, ко-торые напрямую применимы к струнной теории. Физики добавляютеще два измерения для построения физической теории. (Например,создание поляризованных солнцезащитных очков основано на томфакте, что свет обладает двумя физическими поляризациями: он мо-жет вибрировать влево-вправо или вверх-вниз. Но математическаяформулировка света в уравнениях Максвелла представлена четырьмякомпонентами. Две из этих четырех вибраций, в сущности, лишние.)Если мы добавим еще два измерения к функциям Рамануджана, то«волшебными числами» математики становятся 10 и 26, которыеявляются «волшебными числами» и в струнной теории. Таким обра-зом выходит, что в каком-то смысле Рамануджан занимался струннойтеорией еще до Первой мировой войны!Сказочные свойства этих эллиптических модулярных функцийобъясняют, почему теория должна существовать в десяти измере-ниях. Только в таком количестве измерений будто по волшебствуисчезает большая часть противоречий, наводняющих все остальныетеории. Но сама по себе топология струн не обладает достаточной«властью», чтобы исключить все эти противоречия. Остальные следующая страница
|