|
Параллельные миры
ки), физики вертят эту теорию, изменяя простые параметры (массычастиц или, скажем, силы взаимодействия). Но модель Венецианобыла настолько хорошо пригнана, что даже малейшее нарушение ееосновной симметрии разрушало всю формулу. Эту модель можносравнить с изделием из хрусталя тонкой работы: при любой попыткеизменить его форму он разобьется вдребезги.Из сотен работ, которые банально изменяли параметры модели,тем самым разрушая ее красоту, ни одна не продержалась до сегод-няшнего дня. Сохранилась память лишь о работах, авторы которыхзадавались вопросом о том, почему вообще работает эта теория.Иными словами, они пытались обнаружить ее симметрии. В концеконцов физики поняли, что эта теория вообще не содержит настраи-ваемых параметров.Как ни замечательна была модель Венециано, все же и в ней кры-лись кое-какие проблемы. Во-первых, физики поняли, что это быловсего лишь первое приближение к окончательной S-матрице, а неполная картина. Бундзи Сакита, Мигель Вирасоро и Кейджи Киккава(в те времена в Университете Висконсина) поняли, что S-матрицунужно рассматривать как бесконечный ряд элементов и что модельВенециано была всего лишь первым и самым важным элементом в этомряду. (Грубо говоря, каждый элемент в ряду представлял собой опреде-ленное количество вариантов столкновения частиц друг с другом.Они выработали несколько правил, при помощи которых можно былопостроить высшие элементы в их приближении. В своей диссертациия твердо решил завершить эту программу и создать все возможныепоправки к модели Венециано. Вместе с коллегой Л. П. Ю я вычислилбесконечный набор поправочных элементов к этой модели.)В конце концов Йоитиро Намбу из Чикагского университетаи Тэцуо Гото из Японского университета определили ключевуюхарактеристику, которая приводила модель в действие. Этой харак-теристикой оказалась вибрирующая струна. (В этом направлениитакже работали Леонард Зюскинд и Хольгер Нильсен.) Когда струнасталкивалась с другой струной, создавалась S-матрица, описанная вмодели Венециано. В таком представлении каждая частица есть нерто иное, как вибрация, или нота, взятая на струне. (Я подробнее об-ращусь к этому понятию позднее.)I Развитие теории проходило очень стремительно. В 1979 годуДжон Шварц, Андре Неве и Пьер Рамон обобщили струнную модельТаким образом, что она включала в себя новый параметр — спин, —hrro делало струнную модель подходящей кандидатурой и для взаи-модействий частиц. (Как мы увидим далее, все субатомные частицывертятся подобно волчку. Спин для каждой субатомной частицы следующая страница
|