|
Параллельные миры
места человека в Природе и его отношения к Космосу».Хаксли был известен как «бульдог Дарвина», то есть как человек,который рьяно отстаивал теорию эволюции в условиях глубококонсервативной викторианской Англии. В английском обществегосподствовало убеждение в том, что человечество гордо стоит в са-мом центре мироздания; не только Солнечная система была центромвселенной, но и само человечество считалось главным достижениемтворения Бога, вершиной его божественной созидательной деятель-ности. Бог создал нас по своему собственному подобию.Открыто выступив против этой религиозной ортодоксально-сти, Хаксли вынужден был защищать теорию Дарвина от нападокрелигиозной организации и тем самым способствовать формиро-ванию более научного подхода к пониманию нашей роли в древежизни. Сегодня мы признаем, что гиганты науки Ньютон, Дарвин иЭйнштейн проделали колоссальную работу, способствовав опреде-лению нашего места в космосе.Каждый их них пытался преодолеть теологические и философ-ские импликации своей работы по определению нашей роли во все-ленной. В заключении к «Началам» Ньютон заявляет: «Самая пре-красная система Солнца, планет и комет может происходить лишьиз мысли и веления разумного и могущественного Существа». Еслисам Ньютон открыл законы механики, то должен же существовать ибожественный законодатель.Эйнштейн также был убежден в существовании того, кого он на-зывал Стариной, но тот не вмешивался в человеческие дела. ЦельюЭйнштейна было не восхвалять Господа, а «прочесть Его замысел».Эйнштейн говаривал: «Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Мне не-интересно то или иное явление. Я хочу знать мысли Бога. Все осталь-ное — лишь детали». Эйнштейн оправдывал свой живой интерес кэтим теологическим вопросам следующим заключением: «Наука безрелигии хромает. Но религия без науки слепа».Что же касается Дарвина, то он находился на распутье, задавшисьвопросом о роли человечества во вселенной. Хотя о нем часто говоряткак о человеке, который свергнул человечество с трона, возвышавше-гося посреди биологической вселенной, в своей автобиографии онпризнавался, что « ему было бы чрезвычайно сложно или практическиневозможно помыслить о том, что эта неимоверно большая и прекрас-ная вселенная, к которой принадлежит человек с его способностьюзаглядывать далеко в прошлое и далеко в будущее, есть не что иное,как результат слепого случая или необходимости». Он признавалсядругу: «Моя теология — всего лишь какая-то неразбериха».К несчастью, «определение места человека в Природе и его от- следующая страница
|