|
Параллельные миры
пыль — все мы танцуем под загадочное время, модулируемое где-то невидимым исполнителем.Теологи также боролись с этим вопросом. Большинство мировыхрелигий верит в какую-то форму предопределенности, идею о том,что Бог не только всемогущ и вездесущ, но также всезнающ (ему из-вестно все, даже будущее). В некоторых религиях это означает, чтоБогу известно, отправимся мы в ад или в рай, еще до нашего рожде-ния. По сути, где-то на небесах существует «книга судеб», где пере-числены все наши имена, даты рождения, наши провалы и триумфы,радости и поражения, даже даты смерти и будем ли мы жить в раю илибудем осуждены на вечные муки.(Этот тонкий теологический вопрос предопределенности ча-стично способствовал расколу католической церкви в 1517 году,когда Мартин Лютер приколол 95 тезисов на дверях церкви в Виттен-берге. В этом документе он критиковал практику продажи церковьюиндульгенций — в сущности, взяток, которые мостили дорогу в райбогатым. Казалось, Лютер говорил, что, возможно, Богу известнонаше будущее наперед и наши судьбы предопределены, но Бога нель-зя убедить поменять свое решение, сделав щедрое пожертвование нанужды церкви.)Но для физиков, принимающих концепцию неопределен-ности, наиболее противоречивым постулатом является третий,причина головной боли целых поколений физиков и философов.«Наблюдение» — это неопределенный слабовыраженный концепт.Более того, он полагается на тот факт, что в действительности суще-ствуют два типа физики: одна для причудливого субатомного мира,где электроны, видимо, могут находиться в двух местах одновремен-но, и вторая — для макроскопического мира, в котором мы живеми который, видимо, подчиняется законам Ньютона, основанным наздравом смысле.По Бору, существует невидимая «стена», отделяющая мир атомовот обыденного знакомого макроскопического мира. В то время как вмире атомов действуют причудливые правила квантовой теории, мыживем с другой стороны стены, в мире четко определенных планет извезд, где волны уже коллапсировали.Уилеру, которому преподавали квантовую механику сами ее соз-датели, нравилось суммировать взгляды представителей этих двухшкол. Он приводит пример трех судей на бейсбольном матче, ко-торые обсуждают тончайшие правила игры. Вынося решение, троесудей говорят:Первый: Я называю их так, как вижу.Второй: Я называю их тем, чем они являются. следующая страница
|